?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

жалко,
что владелец
его окончательно удалил.


Кое-что из скопированного у "hermolaos".
Очень интересные размышления.


345hermolaos

Рождение эона (1)
                                                                                                                                                                           ...Трудно тебе идти против рожна.
                                                                                                                                                                                                                Деяния, 9:5.

В рассуждениях современных учёных о возникновении материальной вселенной можно часто услышать, что «до Великого Взрыва не было времени». Это действительно необходимое утверждение, поскольку вселенная существует в континууме, и наличие континуума является необходимым условием материального существования. Но здесь присутствует явный парадокс: говоря о том, что было до взрыва или нулевой точки отсчёта, мы иплицитно постулируем время как предшествующее Взрыву, но поскольку мы уже приняли, что Взрыв определяет его начало, нет и не может быть никакого «до». Мы не можем сделать ни одного позитивного утверждения за пределами континуума, и на этом дискурс исчерпывается. Однако метафизика – в отиличе от физики – может позволить себе рассматривать континуум как два дискретных переплетающихся потока пространства и времени; при этом время демонстрирует некий фундаментальный приоритет.

Титан Кронус, сын Ураноса и Геи, неба и земли (то есть изначальной дуальности) является предком олимпийских богов, возглавлямых Зевсом. Ещё в ранней античности Кронус отождествлялся с Хроносом, то есть временем. Свойства времени, как они понимались досократиками, приписывались этому мифическому персонажу, и в конечном итоге Кронус и Хронос слились воедино; впоследствии римский Сатурн унаследовал это единство. Двенадцатая глава папируса Дервени (IV в до н.э). содержит весьма интересное утверждение: Олимп, обитель олимпийских богов, - не место, а время. Ещё более интересно утверждение одного из учителей Пифагора, греческого философа Фересида из Сироса; он считал, что Хронос – стихия, бывшая прежде огня, воздуха и воды... Иными словами, время имеет кардинальное значение для манифестации, и рассматривать его лишь как абстрактную категорию – большая ошибка для философа. Время – поток, свободно пересекающий границу физического и метафизческого, истинная Prima Materia всякого существования.

Для человеческого сознания характерны две временные парадигмы, определяющие два типа мировоззрения и два типа активного отношения к данности. Один тип можно условно назвать «традиционным» (поскольку он выглядит таковым для своих сторонников), другой – «прогрессистским» (потому что характерен для тех, кто считает себя «сторонниками прогресса»); однако таковые суть не более чем ярлыки, вместо которых можно использовать, к примеру, «А» и «Б», или «Х» и «Y». Для того, чтобы понять суть первого типа, есть смысл обратиться к тому, что украинский физик и метафизик Г. Шнейдерман назвал эйдогенным коллапсом (см. «За горизонтом осознанного мира». Киев, 2000). Это свойство сознания легко проиллюстрировать на примере восприятия человеком светового спектра: по мере продвижения за пределы синей области мы переходим к фиолетовому, каковой может быть представлен смесью синего и красного, т.е. на границе выхода за пределы восприятия (в ультрафиолетовую область) наше сознание фактически замыкает спектр на его начало. Это характерно не только для восприятия цвета, конечно: наше восприятие не терпит прямых, уходящих в бесконечность, оно соединяет разомкнутые концы, образуя кольца или сферы, внутри которых, как внутри яйца, чувствует себя уверенно, где ему «всё известно», и куда не проникает пугающая тьма недоступной нашей ограниченной перцепции части вселенной. Такой эйдогенный коллапс включает в себя также и временную шкалу. Люди, у которых упомянутое свойство играет доминантную роль, сознательно и подсознательно стремятся замкнуть временной (или «исторический») цикл, заставить его бесконечно самовоспроизводиться, превратив существование сообщества и своё собственное в «вечное возвращение», и считая себя при этом «хранителями ценностей», «традиции», и пр. С другой стороны, есть большая группа людей, которые , опираясь на рационализированный опыт и внутренние склонности, пытаются разрывать циклы и распрямлять круги, воспринимаемые ими как порочные, дабы следовать линейным «путём развития» («прогресса»). При этом первые иногда придумывают довольно удачные рационализации для своих фактически инстинктивных действий, в то время как вторые зачастую действуют неосознанно, хотя уверены, что всегда слушают «голос разума».

Всякое действие встречает противодействие, и результатом этого столкновения становится порождаемое третье. Такова триада манифестации, согласно выдающемуся европейскому метафизику Рене Шваллеру де Любичу. Движение времени не является исключением. Опуская аргументацию, для которой нет места в данной заметке, можно сказкать, что время не линейно и не кольцеобразно; оно является собой замкнутую спираль, образующую тороид. Одним из досадных упрощений современной науки в отношении времени является его представление как вектора или оси, «дополнительного измерения», хотя время , как и пространство, трёхмерно, и может быть представалено как объём (нет ничего особенного в том, чтобы интерпретировать время в терминах пространства – представляем же мы дистанцию в терминах времени). Даже исходя из общеизвестной концепции индийской метафизики, длина манвантары, внутри которой происходит (псевдо-) линейное развёртывание четырёх юг, весьма значительна даже для астронома, и цикл манвантар, составляющих кальпу, недоступен нашему пониманию; таким образом, отрезок тороида, условно называемый «манвантарой» - к примеру, седьмой, в которой мы в данный момент находимся – выглядит для нас как цилиндр, ось вращения которого предствляет собой ось «линейного времени», а поверхность образована одним оборотом спирали «циклического времени». Каждый момент, или точка спирали, является результатом взаимодействия линейного («прогрессивного») действия, и стремящегося замкнуть цикл (образовать окружность) консервативного сопротивления. Конечно же, описанная кривая условна, поскольку являет собой также спираль, образованную «малыми циклами» - цивилизационными, биологическимии и т.д.; тем не менее, принцип её формирования тот же. Когда цикл завершается («замыкается» в проекции на основание цилиндра) происходит переход на условный новый уровень, или «разрыв цикла» с точки зрения эйдогенного коллапса. Таким разрывом является смена эона.

Профиль

Александр Асп
alexpobezinsky
Александр Побезинский

Календарь

Октябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Метки

Разработано LiveJournal.com
Дизайн Lilia Ahner