?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Гуру, товарищ и брат...

Может этот текст поможет
кому-то разобраться в своих
отношениях с духовным учителем.


Этот текст можно применить для любых духовных практик, включая и различные церкви.
Чтение постов nandzed'a часто довольно горькое лекарство, но необходимое для гордых людей.


Оригинал взят у nandzed в Гухьяручита
Если человек дал вам обеты Прибежища, это ещё не значит, что теперь он ваш Гуру. То же самое относится к тем, кто передаёт вам полную монашескую пратимокшу или обеты бодхисаттвы – это всё наборы обетов, не имеющие к Ваджраяне и эзотерическим учениям никакого касательства. И даже если вы были у какого-нибудь учителя на множестве семинаров и много раз медитировали под его руководством, такой учитель всё равно не будет являться для вас Гуру. Его можно называть наставником, даже духовным другом, может быть; но называть его Гуру было бы неверно. Если обратится к этимологии, то можно проследить происхождение этого термина от санскритского слова Гухьяручита, которое дословно переводится как «держатель тайны», то есть держатель тайного знания. Отсюда вытекает, что человек не может стать для нас Гуру, если не передаст нам какого-либо тайного знания предписанным традицией образом.


...Если человек пытается добывать знания и техники не от живого учителя, а из книг, то может оказаться совершенно не готов к тем переживаниям, с которыми ему в результате придётся столкнуться. Распространённая ситация – это когда ученик растерян и дезориентирован, поскольку редко видит своего Гуру, с которым его разделяет половина земного шара. В таких условиях между двумя людьми не может развиться близких отношений; в лучшем случае их связывает некоторая взаимная симпатия или, так скажем, договорённость об ученичестве. Но та близость, которая позволяет в тонкостях перенимать владение практиками и знание многообразных медитативных переживаний, для этих людей невозможна.

Когда учитель, которого вы считаете своим Гуру, настолько недоступен, что вы не имеете возможности обсуждать с ним свой опыт практики, то это совершенно никуда не годится! И однако многие практикующие попадают в ловушку соблазна заполучить себе в качестве Гуру кого-нибудь очень известного и высокопоставленного. Конечно, это даёт им возможность ощутить себя частью чего-то большого и важного; но больше это, по сути, ничего не даёт – такой Гуру настолько далёк от рядовых учеников, что они не могут научиться от него даже азам. Вообще говорится, что учитель должен быть легко досягаемым человеком, с которым ученик может чем угодно заниматься вместе, а не только духовной практикой. Отношения учителя и ученика должны быть отношениями многолетней дружбы. И речь сейчас идёт о таком мастере, который вдохновляет и направляет своих воспитанников, помогает им, а не наоборот. Если человек не помогает вам – это не Гуру. Если он перестал вдохновлять вас, если он недоступен для вас – это не Гуру. Учитель не должен низводиться до уровня идола, пассивного объекта вашего поклонения.

...Очень опасно, если человек опирается не на другого человека, а только на какую-то бестелесую сущность, которая осуществляет над ним руководство. А то ведь, знаете, случается иногда, кто-нибудь заявляет, что получил от некоего мистического существа прямую передачу учения. Но проблема тут в том, что пока отношения остаются полностью в плоскости метафизического, то ученик, неспособный вступить со своим наставником в межчеловеческое взаимодействие, не может развить в себе тех чувств почтения и смирения, которые у него – как у ученика – должны бы быть. Он оказывается лишённым необходимого опыта столкновения с человечностью учителя, с его слабостями и несовершенством. Но ведь ограничения мастера ничуть не менее важны для нас, чем его духовные достоинства! Они учат нас находить драгоценности, сокрытые в навозных кучах. Если же человек, выражаясь метафорически, привык иметь дело только с золотом, а навоз ценить не умеет, то он не сможет вступить с другим в глубокие и надёжные отношения. Гуру так и останется для него внешним объектом, тогда как на самом деле мы нуждаемся в том, чтобы взрастить в себе внутреннего Гуру. Собственно, в этом и заключается взросление – мы находим своего Гуру внутри себя.

Без этой помощи скрытая в нас духовная сущность – гораздо более разумная, чем та личность, с которой мы привыкли себя соотносить, – не сможет проявиться. Если же мы выстраиваем со своим Гуру истинные ученические отношения, то внешний Гуру вдохновляет нас на развитие внутреннего, и затем мы обнаруживаем, что голоса этих Гуру ничем не отличаются друг от друга.

Лама Чодак Юток

Профиль

Александр Асп
alexpobezinsky
Александр Побезинский

Календарь

Сентябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Метки

Разработано LiveJournal.com
Дизайн Lilia Ahner