Сказано о том, кого мы сейчас выращиваем, производим. Интересно. 
Мне в комменте -
stariy_khren
То, что прошлым поколениям было нужно в деталях, нынешнему достаточно иметь в виде строчки базы данных. Нам уже не нужно знать повадки зубра, необходимые охотнику. И не нужны знания по управлению паровозом. Это естественно и закономерно. Место тех знаний и навыков теперь занимают другие знания и навыки.
Но речь идет не о составе знаний, но о способе их получения и осмысления, о способах формирования той самой "картины мира" - его "математической модели", хранимой в сознании.
Изменился именно способ осмысления поступающей информации.
Раньше картина мира формировалась на сущностном уровне явлений - на осмыслении полноты и многоплановости взаимосвязей, которые потом символизировались. Сначала постигалась суть явления, осознавалась его связь с другими явлениями, а потом эта глубокая и многоплановая связь интегрировалась и обобщалась до символа, за которым скрывалась полнота. Теперь же явление сначала символизируется по формальным признакам и в таком виде сразу встраивается в "картину мира". Т.е. за современной символизацией уже не стоит работа по осмыслению глубины явления в его полноте.
Если студент "старой закалки" прежде применения формулы пытался осознать ее физическую сущность и уже на этом основании понимал место и время ее применения, то современный студент в первую очередь запоминает правила применения формулы и те результаты, которые даст ее применение. Т.е. сущностное понимание формулы уходит глубоко на второй план. И если для "старого" студента формула дополняла и проясняла общую картину мира, то для "нового" она лишь часть абстрактного алгоритма, к картине мира не привязанного.
В результате, когда ошибочное применение алгоритма приводит, например, к тому, что диаметр Земли равен 5 мм, то в голове не срабатывает ни один "сторожок"... И призыв "подумать" также неэффективен, поскольку само "думание" происходит не на сущностном уровне "оцифровываемого" явления (т.е. может ли у Земли вообще быть радиус 5 мм), но на уровне правильности применения абстрактного условного алгоритма (т.е. правильна ли последовательность абстрактных действий).
Эффект того, что навык "вскрытия ссылок не сформирован" - это не моя смелость, это печальный вывод специалистов, занимающихся вопросами образования и формирования личности. Это научный вывод. И проистекает явление из того, что навык и опыт забрасывания знаний в копилку без предварительного осмысления - есть сегодня базовый навык, обеспечивающий человеку процесс успешной адаптации и в социуме, и в море несистематизированного потока информации. И эта форма познания не требует возвращения к тому, что уже "и так понятно" - сам факт наличия ссылки уже не требует ее раскрытия.
Раньше это называлось "галопом по Европам", а теперь по-научному называется мозаичной формой сознания. И страдает от этого не социальная адаптация, не успешность в профессии или в жизни, но полнота и целостность картины мира, которая теперь не является интегральным и главным критерием оценки развития личности. С такой формой сознания можно быть и специалистом, и начальником, и бизнесменом, и изготовителем гамбургеров. Она не мешает жить. Она лишь делает мир менее понятным, допускающим вольные трактовки и заведомо ложные интерпретации всего, что прямо и непосредственно не касается текущей узкой сферы деятельности.
Т.е. человек может быть пилотом, но считать Луну сделанной из голландского сыра. Может заниматься программированием, но не понимать разницы между гипотезой и фактом. Может пользоваться смартфоном, но верить в "плоскую Землю". И в этом нет вины самого человека. У него просто нет возможности по-иному воспринимать и осваивать информацию. Это проблема современного образа жизни.
Вы правы, "меняется сама картина окружающего мира". Но проблема в том, что в большей степени меняется именно картина мира, а не сам мир. И картина мира все больше отдаляется от прототипа, теряет целостность и полноту. Разрывается непрерывность спектра восприятия. Возникает та самая мозаичность...
Древняя сентенция "ничто не ново под Луной" означает общность законов мироздания, единство природы всех явлений, хоть они и проявляются в непрерывном многообразии. Но для "нового" сознания, лишенного мировоззренческой глубины, эта сентенция лишь "старая дурь", поскольку вчера Айфона не было, а сегодня он есть...

Мне в комменте -
То, что прошлым поколениям было нужно в деталях, нынешнему достаточно иметь в виде строчки базы данных. Нам уже не нужно знать повадки зубра, необходимые охотнику. И не нужны знания по управлению паровозом. Это естественно и закономерно. Место тех знаний и навыков теперь занимают другие знания и навыки.
Но речь идет не о составе знаний, но о способе их получения и осмысления, о способах формирования той самой "картины мира" - его "математической модели", хранимой в сознании.
Изменился именно способ осмысления поступающей информации.
Раньше картина мира формировалась на сущностном уровне явлений - на осмыслении полноты и многоплановости взаимосвязей, которые потом символизировались. Сначала постигалась суть явления, осознавалась его связь с другими явлениями, а потом эта глубокая и многоплановая связь интегрировалась и обобщалась до символа, за которым скрывалась полнота. Теперь же явление сначала символизируется по формальным признакам и в таком виде сразу встраивается в "картину мира". Т.е. за современной символизацией уже не стоит работа по осмыслению глубины явления в его полноте.
Если студент "старой закалки" прежде применения формулы пытался осознать ее физическую сущность и уже на этом основании понимал место и время ее применения, то современный студент в первую очередь запоминает правила применения формулы и те результаты, которые даст ее применение. Т.е. сущностное понимание формулы уходит глубоко на второй план. И если для "старого" студента формула дополняла и проясняла общую картину мира, то для "нового" она лишь часть абстрактного алгоритма, к картине мира не привязанного.
В результате, когда ошибочное применение алгоритма приводит, например, к тому, что диаметр Земли равен 5 мм, то в голове не срабатывает ни один "сторожок"... И призыв "подумать" также неэффективен, поскольку само "думание" происходит не на сущностном уровне "оцифровываемого" явления (т.е. может ли у Земли вообще быть радиус 5 мм), но на уровне правильности применения абстрактного условного алгоритма (т.е. правильна ли последовательность абстрактных действий).
Эффект того, что навык "вскрытия ссылок не сформирован" - это не моя смелость, это печальный вывод специалистов, занимающихся вопросами образования и формирования личности. Это научный вывод. И проистекает явление из того, что навык и опыт забрасывания знаний в копилку без предварительного осмысления - есть сегодня базовый навык, обеспечивающий человеку процесс успешной адаптации и в социуме, и в море несистематизированного потока информации. И эта форма познания не требует возвращения к тому, что уже "и так понятно" - сам факт наличия ссылки уже не требует ее раскрытия.
Раньше это называлось "галопом по Европам", а теперь по-научному называется мозаичной формой сознания. И страдает от этого не социальная адаптация, не успешность в профессии или в жизни, но полнота и целостность картины мира, которая теперь не является интегральным и главным критерием оценки развития личности. С такой формой сознания можно быть и специалистом, и начальником, и бизнесменом, и изготовителем гамбургеров. Она не мешает жить. Она лишь делает мир менее понятным, допускающим вольные трактовки и заведомо ложные интерпретации всего, что прямо и непосредственно не касается текущей узкой сферы деятельности.
Т.е. человек может быть пилотом, но считать Луну сделанной из голландского сыра. Может заниматься программированием, но не понимать разницы между гипотезой и фактом. Может пользоваться смартфоном, но верить в "плоскую Землю". И в этом нет вины самого человека. У него просто нет возможности по-иному воспринимать и осваивать информацию. Это проблема современного образа жизни.
Вы правы, "меняется сама картина окружающего мира". Но проблема в том, что в большей степени меняется именно картина мира, а не сам мир. И картина мира все больше отдаляется от прототипа, теряет целостность и полноту. Разрывается непрерывность спектра восприятия. Возникает та самая мозаичность...
Древняя сентенция "ничто не ново под Луной" означает общность законов мироздания, единство природы всех явлений, хоть они и проявляются в непрерывном многообразии. Но для "нового" сознания, лишенного мировоззренческой глубины, эта сентенция лишь "старая дурь", поскольку вчера Айфона не было, а сегодня он есть...