?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

У своего друга AKIEVGALGEI в посте https://akievgalgei.livejournal.com/420302.html?view=219598#t219598

прочел потрясающую информацию об ингушских народных лекарях-целителях.


НЕЙРОХИРУРГИЯ В ИНГУШСКОМ ЯЗЫКЕ

Бунухо Точиев жил в селении Мецхал в конце XIX — начале ХХ вв. О нём не раз мне рассказывал его внук Муса Точиев, житель селения Ляжги. Бунухо был в Мецхальском обществе единственным лекарем широкого диапазона.

ТРЕПАНАЦИЯ ЧЕРЕПА
У Исмаила Котиева в результате удара кинжалом по голове череп был разрублен на две части — от мозжечка до переносицы. Повезли его в больницу Владикавказа. Лечили, и когда врачи сказали, что нет надежды на выздоровление, Котиева привезли домой, в Мецхал. Начались отёки, появились гнойнички. Пришёл Бунухо Точиев к больному. Открыл черепную рану, затем намазал свой язык мёдом и аккуратно, языком, начал вытягивать мелкие осколочки костей из его раны. Затем лекарь велел зарезать черного курдючного годовалого барана и, разрезав курдюк на тонкие ломтики, стал вкладывать их в рану и вынимать их с кровью и гноем. Очистив таким образом рану, он ещё несколько дней наблюдал за больным, пока тот окончательно не поправился. После этого случая И. Котиев прожил ещё 35 лет. Бунухо Точиев использовал курдюк в лечении больных. Обязательно это должен быть курдюк трёхлетнего барана. И резать его надо было в дни летнего солнцестояния. Это считалось временем наибольшей зрелости курдюка. Старики говорили, что в это время и кончики трав бывают насыщенны от зрелости. Бунухо активно использовал в лечении мёд, гусиный и барсучий жир и многое другое.

Известно, что такого рода операции проводил Бунхо Точиев из с. Мецхал. Он принимал и лечил тех пациентов, от которых отказывались врачи; в частности, один из последних его пациентов, которому проводилась трепанация черепа - Котиев Исмаил, из того же селения, который прожил после операции еще 35 лет; известно о проведении операции по ампутации ноги жителю с. Гули и т.д.

Жители горных ущелий доверяли опыту и знаниям Бунухо, да и везти больных во Владикавказ было нелегко. Ему приходилось лечить самые разные болезни. Он знал целебные свойства растений и трав, использовал в лечении самые разнообразные методы, основанные на знании народного календаря и природы, в том числе почвы, родниковой воды, растений, продуктов животноводства. Проводил сложные операции, даже по трепанации черепа. Интуитивно и точно определял диагноз и принимался за лечение. Умело накладывал на раны шины, сделанные из коры деревьев, был замечательным костоправом. Узнав о нём, как искусном лекаре, врач из группы английской экспедиции, работавшей в горах Ингушетии во второй половине ХIХ века, подарил ему медицинские инструменты и лекарства. Это был «порошок белого цвета», вспоминают внуки. Бунухо берёг и использовал их в своей практике. Тогда Бунухо был ещё молод, но уже успел зарекомендовать себя, как талантливый лекарь. В условиях отсутствия соответствующей медицинской посуды обеспечивать стерильность инструментов было сложно, но Бунухо за этим следил тщательно. Жители гор вспоминают различные случаи из жизни о том, как Бунухо лечил людей. По воспоминаниям Хусена Евкурова, у его брата Аюпа из Ольгетти часто болела нога. Как-то боли в коленном суставе мучили так, что он не мог двигаться. Нога опухла. Пригласили они к нему лекаря. Бунухо осмотрел ногу, затем вышел на луг, покрытый травами. Лопатой убрал он верхний слой земли с травой, взял следующий слой чернозёма, добавил в него простоквашу и замесил маркъал (раствор). Затем наложил эту смесь на колено, сверху покрыл шерстью и перевязал. На следующий день поменял повязку. И так 3-4 раза. Больше никогда нога Аюпа не тревожила. Было это в 20-х гг. ХХ века. Бунухо Точиев лечил Гири Хутиева, жившего в районе курорта в горах, он сохранил ему ногу, которую врачи собирались ампутировать. Как-то в горном районе Охкарчи острыми скальными камнями порезал икроножную мышцу охотник Шонхой. Перевязав жгутом ногу, Бунухо Точиев замедлил поток крови в ноге и, сделав операцию, зашил рану. Он использовал нити, сделанные из кожи буйвола и обработанные гусиным жиром. Тщательно следил Бунухо за больным ещё некоторое время после операции. Или другой случай: ужалила как-то змея Дымоки Матиева на сенокосе. С опухшей ногой привезли его к Бунухо. Разжёг Бунухо костёр из веток облепихи и, попросив родных сильно удерживать больного, горячими углями и золой надавил на место укуса. В этот момент из раны хлынули змеиный яд с гноем. Был другой случай, когда юная девушка белила в помещении, стоя на сложенных втрое стульях и, не удержавшись, упала. Все опешили, так как девушка не могла шевельнуться. Пришёл Бунухо и уверенными движениями рук вправил кости и выправил шею девушки. В своём лечении Бунухо принимал решения смело, действовал уверенно. Был случай тяжёлой травмы в селении Мецхал.
И что важно отметить, то это его человеческие качества. Для него не было понятия времени и усталости, если в нём нуждались больные. К нему могли обратиться как к родному человеку те, кто знали его или просто слышали о нём. Бунухо Точиев был разносторонним. Он был ещё и кузнецом, умел работать с деревом, имел свою кузнечную деревообделочную мастерскую. О нём писал исследователь Мартиросиан Г. К. в очерке «Нагорная Ингушия» в 30-х гг. ХХ века.

ЗНАНИЕ ИНГУШСКИХ ЖРЕЦОВ И ЯЗЫКА О МОЗГЕ:

Ингуш.яз помощник евкура - жреца производившего трепанацию черепа; тождест,- вылизива- тель раны при трепанации черепа |с особым усердием и вниманием при работе над вылизыванием мозга|.:аачха

ИНГУШ.ЯЗ запрет на глотание продуктов вылизывания при операции на мозг.: аач-1ап

ИНГУШ.ЯЗ отходы при операции на череп |частицы костей, сгустки крови, волоски и т.д.|: аачма

ИНГУШ.ЯЗ хирургический инструмент длявскрытия черепа типа зубила.: тути-ост

Трепанация черепа — сложная хирургическая операция с целью доступа к внутричерепным образованиям, с целью их последующего удаления. Даже в наши дни (несмотря на то , что эта операция была известна с глубокой древности и подробно описана даже у Гиппократа) считается очень сложной и трудоемкой.

Тем не менее, по свидетельству чеч. писателя Х.Ошаева искусством трепанации черепа обладали многие майстинские врачи, в том числе Ио Бачашвили (майстинец, переселившийся в Грузию). В свое время он и рассказал Ошаеву детали проводимых трепанаций, свидетелем которых был он сам.

Он же рассказывал, как в 1930 году в ущелье Малхесты в средневековом некрополе «Цайпхеда», обнаружил на черепах явные следы трепанации, что свидетельствовало о том, что искусство трепанации чеченским лекарям было известно не менее 300 лет назад.

В то же время... 1-е письменные упоминания об этой сложнейшей операции относятся к концу 19 -нач. 20 вв. Так, исследователь жизни и быта чеченцев И.Пантюхов в работе "Движение населения у чеченцев" (Кавказ, № 7, 1901 г.) пишет: "С давних воинственных времен особенно славятся (у чеченцев) хирурги. Кроме искусных перевязок ран и вправления вывихов, смелые чеченские хирурги делают даже трепанацию черепа. Для этого при ушибах и вдавлениях черепа, а иногда и просто при беспокойных головных болях хирурги особенным долотом выскабливают череп до самых оболочек мозга".


Профиль

Александр Асп
alexpobezinsky
Александр Побезинский

Календарь

Октябрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Метки

Разработано LiveJournal.com
Дизайн Lilia Ahner