искусство сбоя и глюка
Сбой, глюк?
Не беда! Важен жест!
Самим своим названием этот вид искусства отсылает в подсознание своего зрителя сигнал об ошибке.
Поверхностной (лежащей в самой практике создания объекта искусства)
или глубинной (смысловой, лежащей в отношениях творца и мира)?
А может цивилизационной?
Вот потребитель этого вида искусства. Не отрывающийся от своего кресла перед компом,
даже на еду, весь в дивайсах и гаджетах:)
что же такое глитч-арт? Смотрим в английском словаре "глитч" -
1. сбой
(failure)
technical glitch – технический сбой
2. глюк
(bug)
3. затруднение
(difficulty)
Заинтересовался словосочетанием "Glitch-Art" и попал на страничку
http://nonmacho.livejournal.com/38677.html, где и прочел интересный манифест этого вида искусства, который полон своей философии.
Читаем, вникаем.
Вернее, выражаясь современным языком "втыкаемся":)
“ …‘failure’ has become a prominent aesthetic in many of the arts in the late 20th century. ”
(Cascone, 2000)[1]
[1] …«сбой» - стал наиболее выделяющиеся эстетикой во многих произведения конца 20го века. (Касон, 2000) (англ.)
Глитч (англ. Glitch) – глюк, ошибка, цифровая помеха. Глитч-арт (Glitch-art) – искусство, созданное посредством цифровых помех и ошибок.
Термин Глитча (глюка – прим.авт.) появилось в 1962 году во время Американской Аэрокосмической программы. Его впервые применил в документации Джон Гленн[2], в описании искажений и помех. «Помеха вызванная наложением сигнала или искажением». Термин – кратко выражал суть, что «что-то в системе идет не так». Само же искусство Глитча - являясь по своей структуре уже «нежелательным» - происходит при копировании и искусственном воспроизведении ошибок и помех, вызывающих искажение переданной информации.
На данный момент уже в полноценно цифровую эпоху, когда дигитальные медиа опутали всю планету, перфектизация и надежность коммуникаций – является основной целью – «ошибкам здесь просто нет места». И здесь на стыке этой борьбы против ошибок – появляется Глитч-арт.
Как символ прошлого – когда технологии были не совершенны.
На заре телекоммуникационной эры – опыты которой, мы пожинаем сейчас. Глитч-арт на мой взгляд позволяет посмотреть на привычные вещи совершенно с иной позиции. Ранее когда созерцательная эстетика базировалась на творческом подходе художника, и красоте переданных цветов – в дигитальную эру приобретает немного другие критерии. Как было выше сказано, это
перфектизация изображения и минимизация искажений. Борьба с помехами схожа с борьбой общества и стремлении, его к идеальности. Но что – если сама ошибка – систематизирована, сэмулированна, создана руками человека. Когда кистями и красками современного художника стали технологии нашего цифрового настоящего.
И здесь можно указать – на одну из смысловых сторон Глитч-арта. Но прежде обратимся немного к экскурсу в современную Футурологию. На данный момент в Футурологии и Философии весьма часто рассматривается понятие – Технологической Сингулярности. Это момент времени, когда развитие технологий дойдёт до такого уровня, что возможности человека возрастут безгранично сильно благодаря этим технологиям в результате слияния органики и машин.
И появиться новый человек – постчеловек.
Это идеи – трансгумманистов. Людей верящих что наше будущее за технологиями. За объединением Био и Кибера. И уже сейчас всячески старающихся использовать последние достижения науки для совершенствования собственного тела и расширения своих возможностей.
Но прежде чем переходить к транс-человеку, а затем к постчеловеку – людям необходимо самим - Трансгрессировать (совершить переход к чему то ранее невозможному) – сменить взгляды.
Глитч-арт – здесь приобретает двойной эстетический смысл как искусство.
Во-первых – это символ нашего прошлого. Школы, которую мы прошли, когда учились создавать цифровые системы. Несовершенство первых технологий передачи данных – обладали массой глюков и недоработок, которые искажали и не всегда верно отображали отправленные данные[3]. Но путем проб, ошибок и экспериментов – технологии достигли, гораздо более совершенного уровня фактически избавив людей от искажений данных.
Во-вторых – это символ Трансгрессии сознания людей. Переход к восприятию себя и машин – осознание красоты цифрового кода и технологии. Это первый урок – в школе будущего. Урок для всего нашего сущего – попытка сменить классическую парадигму. Когда важен совершенно не результат творческого акта – а сам процесс совершения этого акта и те технические и математические приёмы, которые были использованы для достижения этого результата. Когда красота – принимает машинный облик. Вот он глитч-арт – маленькая приоткрытая ширма – разрыв настоящего в прошлое и будущее.
[2] John Glenn, cited in American Heritage Dictionary 4th Ed (2000)
[3] В декабре 1995 ‘Vuc Cosic’ получил сообщение от анонимного
пользователя. Из за несовместимости ПО открытый текст отобразился в
нечитабельной ACSII абракадабре. Фрагменты выглядели примерно так:
“[...] J8~g#|\;Net. Art{-^s1 [...]”
Смотрим произведения этого искусства. Вполне сносные и я даже бы сказал приличные. Особенно, если представить их на стенах, в интерьерах современных домов хайтековского стиля.
Вот в плакате использованы приемы глитч-искусства. Они добавляют экспрессии, некой динамики.
Создают эффект чего-то бывшего уже в употреблении. старого, знакомого.
Требующего некого усилия по воспоминанию.
А вот гифки, сделанные в этом же стиле глитча.
Не обошлось без эротики.
Но тут это не главное.
Главное - ошибка!
А тут я не смог удержаться.
Сталкиваю два произведения "ошибочного" искусства.
"Играй.
Кошмар никогда не заканчивается"
Я буду с тобой здесь, когда мир закончится.
Мой вывод: Человек остается один на один с белым шумом.
Кто победит?
Так вопрос даже и не стоит.
Конечно, машина.