Александр Побезинский (alexpobezinsky) wrote,
Александр Побезинский
alexpobezinsky

Categories:

О красном яйце, как символе Пасхи. О Марии Магдалине...

Из археологии моего жж.

Я нашел  этот интересный пост в ЖЖ
и добавил к нему свой комментарий
про Марию Магдалину.
Может кому-то будет интересно.


Оригинал взят у ltraditionalist в О символе Пасхи.
яйцо

Оригинал взят у josef_brave в О символе пасхи

Широко известна история про Марию из Магдалы, пришедшую к императору Тиверию, и по своей бедности принесшую в подарок лишь одно птичье яйцо, чудесно покрасневшее после скептической реакции кесаря на её пасхальное известие. Как и многие другие полу-сказочные церковные "объяснялки", эта так же весьма хороша своей наглядностью для детского сознания. Всё просто, - яйцо покраснело и теперь это - всемирный христианский символ Пасхи. Но что было бы, если бы Мария оказалась чуть более платёжеспособной и на глазах кесаря произошли бы изменения, к примеру, с жареной курицей? Тогда изображения подрумяненных бройлеров красовались бы во всех наших церквях? И что это за "великое чудо" божественного всемогущества, способное лишь изменить цвет яичной скорлупы? Естественно, что как и с любым другим религиозным символом, с яйцом, да ещё к тому же и красным, всё не так примитивно!

Люди, не оторванные от природы, очень хорошо понимают, что такое "красное яйцо", - это яйцо, в котором есть кровь, и соответственно жизнь. Они смотрят на свежеснесённые яйца, подставив их яркому свету, чтобы увидеть в оплодотворённых яйцах сеть кровеносных сосудов развивающейся в них жизни, и оставить таковые для высиживания, а не оплодотворённые "пустышки" отнести на кухню. Именно поэтому птичье яйцо является древним символом человеческой души, её потенциала и участи. По сути, это яйцеклетка, из которой должно развиться существо, способное жить в Небе. Но для его рождения необходимо быть оплодотворённым и согретым Небожителем. Только в отличии от птенца, человек сам совершает выбор, - приложить ли усилие для принятия оплодотворения Духом, потрудиться ли для созидательного сохранения полученного тепла и преодоления естественной оболочки, или остаться запечатанной "пустышкой", тихо сохнущей, либо буйно источающей зловоние. Именно от понимания этого символа происходит древняя поговорка о различении "божьего дара и яичницы".

Если в действительности и было такое чудесное событие с Марией и Тиверием, то, скорее всего, она принесла бы яйцо с явными признаками его варки и поэтому получила бы на известие о воскресении Иисуса вполне рассудительный ответ, что это так же невероятно, как если бы это мёртвое сваренное яйцо стало бы красным, т.е. живым. Возможно, так всё и было, и тогда с руки Марии вспорхнула пташка. Но император не стал после этого христианином (хотя, никакое чудо не способно насильно повлиять на волю человека). На самом деле, Мария просто преподнесла ему крашеное в красный цвет яйцо, как символ чаемого воскресения человечества, который был известен ещё у древних этрусков. Она таким образом просто засвидетельствовала Тиверию, как пророк Иоанн иудеям, - "Вот оно! Свершилось! Христос воскрес, и обновление жизни теперь стало нам доступно!"

В одном древнем рукописном греческом уставе, написанном на пергаменте, хранящемся в библиотеке монастыря святой Анастасии близ Фессалоник (Солуня), помещена молитва, читаемая в день Святой Пасхи на освящение яиц и сыра, в которой указывается, что игумен, раздавая освящённые яйца, говорит братии: "Так мы приняли от святых отцов, которые сохранили сие обыкновение от самых времён апостольских, ибо святая равноапостольная Мария Магдалина первая показала верующим пример сего радостного жертвоприношения".

Очень важно за такими "детскими иллюстрациями" не терять понимания истинного смысла религиозного символа. "Христианство не творит новых символов, а лишь наполняет истинным смыслом уже существующие." (прот. Александр Шмеман)



Мой комментарий к этому посту. Кто такая была Мария Магдалина?

Церковная объяснялка оставляет за скобками вопросы:
- Как бедная женщина попала на пир императора?
- Почему бедной женщине вообще позволили разговаривать с императором?

Есть некие сведения о том. что Мария из Магдалы (Магдалина) была не "простой" и не "бедной" женщиной. Например, упоминание о том, что она была первой. кому явился по Своему Воскресению, Иисус Христос. Очень трудно представить, знающему жизнь на Востоке, женщину, идущую без сопровождения, почти ночью (рано утром). к гробнице казненного и с поставленной вокруг неё охраной из римских солдат.

Но, если представить, что Мария Магдалина была знатного происхождения, возможно женой (или дочерью) градоправителя, и возможно, римской гражданкой, а многие представители иудейской элиты ими были, то все становится на свои места.

И, понятно, что именно такая богатая женщина, могла обеспечивать жизнь небольшой общины первых учеников и Самого Учителя. Ведь они не работали, а только путешествовали по Иудеи. И приходили в Иерусалим, во время праздников. А тогда в него стекались толпы паломников со всего света и снять дом (так, как были мужчины и женщины в этой общине) было очень дорого.

Именно наличие римского гражданства помогло Марии Магдалине попасть в Рим, а знатное происхождение и, возможно, заслуги её мужа (или отца) позволили попасть ей к императору и обратиться к нему с пасхальным приветствием.

И Вы правильно пишите, что перекраска яйца не могла подвигнуть Тиберия к вере в Иисуса Христа. Вспомним и Аполлония Тианского и Симона-мага - вокруг Тиберия всегда были маги (есть выражение Тацита, что Тиберий окружал себя «стадами халдеев»). И чудо с покраснением яйца они могли спокойно повторить перед императором.

Кстати, маленькое дополнение: скорее всего, если она была знатного происхождения по мужу, то она была молодой вдовой.
Tags: КН, интересно, история, просвещение, тайна человека
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments