Александр Побезинский (alexpobezinsky) wrote,
Александр Побезинский
alexpobezinsky

Categories:

Взгляд ученого на Воскресение Иисуса Христа

Мой друг по живому журналу написал интересный пост на тему Пасхи. Я решил разместить его пост и мои комментарии к этому посту, и также комментарии моего друга на мой комментарий. Всю эту заметку я затеял, чтобы воспользоваться поводом и разместить постепенно в своем жж мои размышления , которые накопились, по поводу последних дней Иисуса Христа за несколько лет чтения Нового Завета и различной исторической литературы.

Читаем моего ученого друга.
пишет Валерий Аллин (val000):

Рационалистический взгляд на воскрешение Иисуса Христа

"Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша" Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, 15:12

Во многих религиях мира мифы о непорочном зачатии и воскресении были такими же основополагающими как и в христианстве. Мифы эти были известны за тысячу лет до Христа. Как все мифы они имеют очень отдалённое отношение к биологии человека, но в случае христианства речь как раз идёт о человеческом теле Иисуса Христа. Это делает христианство в настоящее время особенно уязвимым.

Я, наверно, плохой христианин. Я хочу слышать проповеди на современном русском языке от современных образованных священников в современном облачении. А главное - я как биолог не могу верить ни в непорочное зачатие, ни в воскресение тела после смерти. Но, если непорочного зачатия мужчины с точки зрения генетики просто не может быть некогда, то с воскресением мёртвого тела 2000 лет назад вполне можно было ошибиться. Это я говорю, как бывший специалист по реаниматологии (дипломная работа плюс две научные статьи). То есть, с точки зрения биологии, если живое тело Христа видели после распятия, то он на кресте не умер.

На это, кстати говоря, намекают странные события во время казни: как гласят Евангелия, спустя некоторое время после подвешивания на кресте Иисусу дали напиться, после чего он потерял сознания; его ткнули копьём в рёбра и из раны пошла кровь; после этого два распятых рядом разбойника были убиты (перелом ног, вызывающий удушающий провис тела) и оставлены на крестах, а Иисуса сняли, отнесли в пещеру и приставили к ней стражу. Во-первых, очевидно особое отношение именно к Иисусу. Во-вторых, кровь из трупа сразу после смерти не течёт и римские солдаты должны были это хорошо знать. То есть, солдаты проверяли не жив ли Иисус, а потерял он чувствительность или нет. С креста нужно было снять именно бесчувственное тело.

На кого был рассчитана эта инсценировка? Вероятно, на тех кто требовал казни Иисуса и мог наблюдать за ней издалека. Пилат же с самого начала не собирался казнить Иисуса потому, что казнить его было не за что. За казнь невинного в Риме можно было поплатиться карьерой. Это, конечно если речь шла о гражданине Рима. Но кто сказал, что Иисус им не был? Говорил Он по латыни свободно, и это могло по крайней мере заставить Пилата подозревать римское гражданство. Современные учёные считают, что свободное владение латынью было результатом того, что всё поселение, из которого родом был Иисус, ходило на заработки в соседний город, построенный римлянами на пересечении торговых дорог. Кроме римского гарнизона в нём были, бани, библиотеки, и римские государственные службы. Существует даже версия, что Иисус был сыном одного из римлян из этого города. Возможно солдата, а может быть и более высокого сановника, который смог выдать беременную Марию замуж за Иосифа. Не дал ли он и гражданство своему сыну? Не потому ли к Иисусу так нетерпимо отнеслись иудеи, что он не был им своим?

Так что же произошло в день распятия Христа? Предположительный ответ можно найти в "Золотом осле" Апулея, в одном из рассказов которого отрок вышел из гроба к отцу - он был опоен настойкой корня мандрагоры, вызывающей бесчувствие к боли и "глубокий сон подобный смерти". Апулей жил в нашу эру (родился в 125 н.э.) и описание похоже просто на сатиру по поводу христианства, если бы не одно "но": рассказы Апулея - перепечатка гораздо более древних "Милетских рассказов" (несохранившееся произведение греческого автора II века до н. э.). Зная уважение образованных римлян ко всему древнегреческому, можно предположить, что Понтий Пилат хорошо разбирался в свойствах настойки из корня мандрагоры. Другими словами, скорее всего на кресте Иисусу дали не просто губку, смоченную уксусом, а губку, смоченную обезболивающей настойкой корня мандрагоры, после чего он и в пал в сон, подобный смерти. Его сняли с креста и отнесли в пещеру (в Евангелии называемую гробом) и поставили беречь его сон римских часовых. В самом деле, от кого нужно бы было беречь труп казнённого? Двоих других никто охранять не стал.

Утром стражи у "гроба" не оказалось потому, что Иисус уже проснулся. Самовольное оставление поста римскими солдатами каралось смертью, и они предпочитали умереть от руки неприятеля - так оставалась надежда выжить. Значит стражу просто сняли за ненадобностью. Если бы стражи бросили мечи и убежали - это могло бы быть признаком очень большого испуга (за потерю меча наказание - смерть), но нам Евангелие об этом не говорит.

Не так важно куда потом ушёл Иисус. Важно, что зародилась великая религия. Само это зарождение - признак божественности Христа. Казнили его или нет - не важно. Он был с нами и оставил нам открытую дверь к Богу. Он - луч, показывающий дорогу к источнику света.

Пострадает ли от этого религия? Я не сказал ничего нового. Христианство и без того давно находится в кризисе. Ещё сто лет назад Генри Луис Менкен писал: "Христианский мир можно кратко определить как такую часть мира, в которой, если вы появитесь перед публикой и торжественно поклянетесь, что вы христианин, все ваши слушатели разразятся смехом". Люди, видящие нелепость краеугольных христианских мифов, постепенно охладевают к религии отцов. Сейчас отступничество дошло до своих крайних пределов. И не то плохо, что люди теряют доверие к Христианству, а то, что его место не занимает современное, живое учение о Боге. Духовное отходит на второй план, отдавая завоёванные позиции в менталитете плотскому, животному... Совершенно необходимо вернуть Бога людям. Иначе нас ждёт катастрофа: мир должен строиться на духовном, а не на экономическом фундаменте.

P.S. "Мы вслед за Марксом заблудились, считая, что экономика это базис, а все остальное - надстройка. Тысячелетний опыт человечества, все религии мира утверждают, что как раз наоборот: именно совесть - базис, а экономика - одна из важнейших надстроек. Вот та же рыночная экономика, она может хорошо работать при более или менее здоровом состоянии базиса. А экономика без базиса совести - это зверинец с открытыми клетками, что мы и видим сегодня у нас.

Нас ждут трагические неудачи, пока мы не осознаем, что фундаментом человеческой жизни и целого государства является совесть. Разбуженная совесть - самый грандиозный источник человеческой энергии" Фазиль Искандер

Кто захочет посмотреть оригинал и почитать другие ( не мои) комментарии прошу пройти по ссылке:
http://val000.livejournal.com/467476.html?view=16156948#t16156948

Далее комментарии мои и автора поста.

alexpobezinsky пишет:

Это хорошая версия,ученого и бывшего специалиста по реаниматологии, которая не может объяснить одного: зачем апостолы (все кроме Иоанна) пошли на смерть? Ради лжи или подтасовки? А за ними еще как минимум 50-70 человек из ближайшего окружения , так называемые ученики апостолов, тоже почти все убитые или замученные? Ведь все эти люди должны были быть в курсе фальшивки. И потом сам Иисус Христов начинает приобретать черты обманщика - а этот образ идет в разрез со всем Его образом до Распятия. Есть такой принцип в судебном и до судебном разбирательстве: психологическая достоверность. Психологические нестыковки против Вашей версии. Скорее всего есть другое объяснение.

Ваш пост подтолкнул меня разместить мои размышления по поводу последнего дня Иисуса Христа в моем ЖЖ в ближайшее время.
Вам, Валерий, я об этом сообщу в личку. Чуть разгружусь с работой. Этой проблеме я уделил лет пятнадцать - время от времени приступал и отступал. Кое-что накопал. Может вместе (с Вашим взглядом и с обсуждениями с Вами) что-то и добудем стоящее.

Валерий отвечает:

А апостолы точно были, и они погибли? Про единственного известного (Павла), также известно, что он с Иисусом до его распятия не встречался, а после рассказал интересную историю, когда его поймали и пора было отвечать за преследования христиан. Вот последнее - скорее всего правда - преследовал и сам того не скрывал, и пойман был христианами, и рассказал, что резко изменил взгляды... Я тут писал о нём.

С психологией всё ещё сложнее: те, кто якобы пошёл за него на смерть, даже слова не сказали в защиту Его, когда Его судили. Я бы вообще не стал доверять предателям Бога.

Я не показываю Его в роли жулика. Речь только о Пилате. Знал ли Иисус, что его распинают понарошку? Я так не думаю - всё должно было выглядеть натурально.

При этом я нисколько не сомневаюсь, что Иисус существует. Просто ложь о Нём - не лучшая память о Нём.

Он - совсем не то, что люди о Нём думают. Это вообще не человеческого ума дело.

У меня есть сказка о тех событиях.

alexpobezinsky отвечает:

Вы пишите: А апостолы точно были, и они погибли?...

Даже последователи Тюбенгенской исторической школы, отрицающие всё сверхъестественное в Евангелиях, не отрицали реальность апостолов, включая Штрауса и Ренана. Это аж в девятнадцатом веке. А уж современная библиистика давно ушла от гиперкритики Библии. Прочтите из современных: Ирину Левинскую. "Деяния апостолов. Историко-филологический комментарий" или её же "Деяния апостолов на фоне еврейской диаспоры". Уже давно большая часть 4-х евангелий и "Деяния апостолов" признаны исторической наукой, как произведения, содержащие массу исторических фактов и сведений и включены в исторический оборот.

Вы немного не последовательны в Ваших рассуждениях. Описание казни Вы признаете и рисуете новую картину, опираясь на евангельский рассказ, а то, что у Иисуса Христа были ученики - отрицаете. Вот у Вашего ЖЖ есть читатели, которые будут жалеть, если Вы закроете его, а Вы не совершаете таких чудес и не проповедуете такое учение, как делал Христос. Почему Вы Ему отказываете в учениках? Он и сам в Евангелии говорит о них.

...даже слова не сказали в защиту Его, когда Его судили...

Его ученики из апостолов были люди простые и не книжные. Не владели ораторским искусством. Оно им было дано потом в День Пятидесятницы. Судил его синедрион, состоящий из знатных людей. Члены синедриона выслушали его обвинителей - лжесвидетелей. Само это судебное разбирательство было "заточено" на обвинение и осуждение. Никто не собирался проводить объективное расследование.
Но даже и в такой ситуации апостол Петр сидел во дворе дома, где проходил суд.
В защиту апостолов, как раз и говорит психологическая достоверность. Их Учитель взят под стражу. По дороге избит. И никакое ангельское воинство не заступилось. Они видели чудеса,совершаемые Христом и вдруг ... полная покорность, НИКАКОЙ САМОЗАЩИТЫ. Они в недоумении и испуге.

Tags: Записки лежа на диване, история, мысли вслух, образец, цитата
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments