Предыдущий пост | Следующий пост

«Некоторые говорят: я вот сердцем, душой верю, а разум мой не верит. У меня наоборот. То, на чём с гимназических лет моя религия держалась, был только разум. А что возражало, так это сердечко, это душонка паршивая; у нее, видите ли, разные неприятности, ее туда-сюда швыряет, вот она и сомневается, не верит.
Я тебе откроюсь, я религиозный человек с малых лет, и моя вера держится исключительно на разуме. А душонка всё время пищит, упирается. Поэтому я не понимаю, когда говорят, что сердцем веруют, а разум возражает. Как возражает? Да простой Кант, который не очень глубок в религии – такой мелкопоместный протестант, – и то определил: Бог есть единство мировой истории! Бог есть принцип судьбы мировой истории! Что тут может разум возразить? Возражает только душонка. Но когда она пищит – есть нечего, со службы прогнали, потолок провалился, – когда душонка топорщится, то по-моему это ничтожнейшее рассуждение, которое нельзя принимать во внимание, на которое не стоит тратить времени.
…Всякое религиозное сознание непоправимо трагично. …Когда душевно глядишь на мир, это паршивый мир, который принять нельзя. Трагедия в религии неизбежна».
(В.В.Бибихин, «А.Ф. Лосев», запись 21.2.1972)
Комментарии
"служить Маммоне" — заботиться лишь о собственном благополучии